Основные принципы питания малышей 14.06.2019

Об основных прин­ципах питания дошкольников...

- питание должно быть разнообраз­ным. Независимо от вкусовых пристрастий ребенка, его нельзя кормить на протяже­нии нескольких дней однообразной пищей. Необходимо предлагать новые вкусы и блюда, удовлетворяя потребность в основ­ных пищевых веществах, витаминах, мик­роэлементах и формируя тем самым пра­вильный стереотип питания.

- пища должна быть безопасной. В домашних условиях должны соблюдать­ся все правила хранения и приготовления блюд. При покупке продуктов необходимо обращать внимание на срок годности и целостность упаковки.

- необходимо обеспечить высокие вку­совые качества приготовленных блюд. При этом еда для ребенка не должна быть избыточно соленой, сладкой или терпкой. Не стоит исключать сахар, соль при приготовлении пищи, иначе дети от­кажутся есть, но лучше все же немного недосаливать. Со временем ребенок при­выкнет к такой пище, что поможет сохра­нить ему здоровье во взрослой жизни. Из специй лучше использовать лавровый лист, душистый перец в небольших коли­чествах.

- пища должна химически "ща­дить" ребенка. Жареное не рекомендуется детям до 6 лет.

- для сбалансированного и полно­ценного питания необходимо ежедневно включать в детский рацион молочные про­дукты, фрукты и овощи.

- необходимо соблюдать режим питания. Пе­рерыв между приемами пищи должен со­ставлять не более 3-4 часов и не менее полутора часов.

Правильно организованное питание

Правильно организованное питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией, является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста.

Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными. Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо.

В дошкольном учреждении организация питания проводится таким образом, что длительность промежутков между отдельными приемами пищи не превышала 3,5 – 4 часов. Если интервал между приемами пищи слишком велик (более 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.

Дети, посещающие детский сад, основную часть суточного рациона питания (не менее 70%) получают именно в детском саду.

На основании приказа Департамента образования города Москвы № 920 от 21.11.2007г. в нашем детском саду введен с января 2008года "Типовой рацион питания".

Новый рацион питания разработан в результате совместных усилий специалистов НИИ питания РАМН, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Департамента образования города Москвы, Управления Роспотребнадзора по городу Москве и Московского фонда содействия санитарноэпидемиологическому благополучию населения. В его создании приняли участие и практики – специалисты дошкольных образовательных учреждений, которые, как никто другой, знают о вкусовых предпочтениях дошкольников.

Основанием для разработки и внедрения нового рациона питания в московских ДОУ явился тот факт, что в системе дошкольного питания накопились проблемы, которые невозможно решить посредством традиционной организации питания детей. Данные проблемы обусловлены группой факторов, влияющих на формирование рациона питания в ДОУ.

В результате отмечено продолжающееся год от года ухудшение состояния здоровья детей (болезни, связанные с нерациональным питанием). Анализ ранее используемых рационов питания также выявил их несоответствие современным представлениям о здоровом питании дошкольников и множество нерешенных организационных вопросов.

Нерациональное пищевое поведение большинства детей складывается под влиянием: низкой культуры питания в семьях и привычки родителей неправильно питаться; отсутствия у последних сколько-нибудь правильных и систематизированных знаний о здоровом питании; неправильной организации искусственного вскармливания и питания ребенка в раннем возрасте (в частности, процедуры введения прикорма и ассортимента используемых для этого продуктов); а также агрессивной рекламы в СМИ, ориентированной на детей, предметом которой далеко не всегда являются пищевые продукты, отвечающие принципам здорового питания. Перечисленные факторы свидетельствуют о том, что у ребенка дошкольного возраста сложившиеся пищевые предпочтения впоследствии могут привести к серьезным проблемам со здоровьем.

Среди наиболее значимых негативных особенностей пищевого поведения детей в первую очередь следует назвать такие, как: избыточное потребление соли, сахара, насыщенных жиров, недостаток микронутриентов в рационе питания, недостаточное потребление рыбы, молочных продуктов, овощей и других продуктов, являющихся источником пищевых волокон, и т. п.

Приведем далеко не полный перечень алиментарнозависимых, т. е. связанных с нерациональным питанием, заболеваний, при развитии которых фактор питания играет решающую роль (в алфавитном порядке): анемии, атеросклероз, болезни органов пищеварения, болезни щитовидной железы, гипертоническая болезнь (артериальная гипертензия), кариес зубов, кишечные инфекции, инвазии и пищевые отравления, кишечный дисбактериоз (дисбиоз), некоторые злокачественные новообразования (рак толстой кишки), подагра, избыточная масса тела и ожирение, остеопороз, сахарный диабет.

Многие заболевания и состояния, в т. ч. проявления недостаточности тех или иных пищевых веществ, обусловливают нарушения роста и развития детей прежде всего интеллектуального. Именно поэтому профилактика среди дошкольников анемии, недостаточности йода, витаминов имеет исключительное социальногигиеническое значение.

Однако важно понять, что другие серьезные и опасные заболевания, к которым приводит нерациональное пищевое поведение, чаще всего развиваются не в детском, а уже в зрелом возрасте. Это относится, например, к болезням сердца и сосудов, которые в настоящее время занимают первое место в структуре смертности россиян, приводят к ухудшению качества жизни населения и значимым социальноэкономическим потерям для общества. Действительно, в возрасте после 40 лет у каждого второго жителя нашей страны уже отмечаются повышенное артериальное давление, признаки атеросклероза сосудов или избыточная масса тела. Эти нарушения здоровья непосредственно связаны с нерациональным питанием. Между тем та модель пищевого поведения, которая впоследствии приводит человека к указанным нарушениям здоровья, как правило, формируется в дошкольном возрасте. Именно поэтому при организации питания в ДОУ так важно не только накормить ребенка, чтобы он не остался голодным, но и приложить все усилия к тому, чтобы сформировать у него рациональное пищевое поведение как неотъемлемую и важнейшую часть здорового образа жизни.

Новый общегородской рацион питания был введен после длительной апробации, с учетом всех замечаний и предложений, данных заведующими ДОУ на основе почти двухлетнего использования предыдущей версии рациона питания. Результаты апробации нового рациона питания только положительные. Заведующие детскими садами говорят о том, что дети стали лучше есть, меньше болеть. Кроме того, не в последнюю очередь благодаря принимаемым мерам по оптимизации дошкольного и школьного питания, в городе Москве в течение последних двух-трех лет явно наметилась тенденция к снижению среди детей уровня алиментарно зависимых заболеваний (анемия, болезни органов пищеварения, костно-мышечной системы и др.).

В меню включены четыре приемов пищи: 1¬й завтрак, 2¬й завтрак (в 10 ч – сок или витаминизированный напиток), обед, уплотненный полдник.

Новый рацион питания гораздо более разнообразен, чем традиционный и рацион версии 2006 г. В основном блюда не повторяются более одного раза в течение 20 дней.

То, что рацион питания является единым как для детей, пребывающих в ДОУ 12 ч, так и для детей, пребывающих 14 и 24 ч, позволяет облегчить непростой труд поваров ДОУ, обеспечить преемственность при переходе из младшей группы в старшую. Меню составлено таким образом, что продукты, имеющие наиболее высокую пищевую и биологическую ценность, детям дают на завтрак и обед, поэтому воспитанники, которых родители забирают раньше, тоже их получают.

Рацион питания сбалансирован не только по макронутриентам (белки, жиры, углеводы), но и по микронутриентам (витамины и минеральные вещества). Достигается это как за счет использования продуктов – естественных источников витаминов, так и за счет обогащенных ими продуктов.

В новом рационе питания широко используются продукты, обладающие повышенной пищевой и биологической ценностью, что позволяет скорректировать пищевую ценность рациона по содержанию микронутриентов и сформировать у детей привычку к употреблению таких продуктов.

Хлеб, который включается в рацион питания, должен соответствовать повышенным требованиям пищевой ценности, предъявляемым санитарными правилами к данному виду продуктов.

Новое меню предусматривает применение молока, обогащенного комплексом витаминов и минеральных веществ. Отметим, что молоко – продукт, идеально подходящий для обогащения. Это давно поняли во всех развитых странах, где дошкольники получают витаминизированное молоко в качестве средства коррекции пищевого дисбаланса.

Рацион питания богат свежими овощами и фруктами. Для того чтобы их разнообразный ассортимент присутствовал на столе дошкольников круглый год, предполагается широкое использование свежезамороженных овощей, плодов, ягод, которые благодаря современным технологиям сохраняют пищевую ценность. В качестве напитков в новом рационе питания также присутствуют разнообразные соки, витаминизированные напитки. В целях обеспечения организма ребенка необходимыми биогенными элементами предусмотрено использование бутилированной питьевой воды, физиологически полноценной по минеральному составу. Это немаловажно, так как минеральный состав московской водопроводной воды по минеральному составу далеко не оптимален.

Сладости в новое меню введены ограниченно и только витаминизированные, потому как обычные сладости – это не более чем “пустые калории” – источник энергии, получив которую ребенок ощущает насыщение и отказывается от других более полезных продуктов. Иными словами, конфеты и другие кондитерские изделия вытесняют из рациона питания продукты высокой пищевой ценности.

Ассортимент блюд и кулинарных изделий, на основе которого сформировано примерное меню, включает в себя только те блюда и кулинарные изделия, которые по рецептурам и технологии приготовления соответствуют гигиеническим требованиям и научно обоснованным гигиеническим рекомендациям в части питания детей дошкольного возраста. Новый рацион питания последовательно учитывает принципы щадящего питания, в соответствии с которыми в процессе приготовления пищи продукты не подвергают жарке и пассеровке, исключается добавление острых приправ, супы готовятся только на мясном бульоне или вегетарианские.

И наконец, использование единого меню и единого комплекта технологических карт позволяет гарантировать, что воспитанники всех ДОУ получат рацион питания достаточной пищевой ценности, основанный на единых принципах. Кроме того, появляется возможность эффективного контроля организации питания в ДОУ.

Сегодня важнейшей задачей в г. Москве является обеспечение понимания руководителями и медицинскими работниками ДОУ значимости внедрения нового рациона питания и его правильного исполнения.

Не секрет, что любые инновации подобного рода нередко встречаются в штыки и родителями, и педагогами, и даже некоторыми заведующими детских садов. В связи с этим крайне важно вести разъяснительную и просветительскую работу среди них, формировать принципы и убеждения, согласующиеся с современными правилами здорового питания. Нужно стремиться, чтобы ДОУ стало проводником принципов здорового питания в семье, делало все возможное для преодоления непонимания родителями серьезности этой проблемы. Необходимо сформировать общественное мнение о рационе питания в ДОУ как о стандарте здорового питания.

Среди других проблем, решить которые призвано внедрение нового рациона питания в московских ДОУ, – несогласованность интересов бизнеса (предприятий, производящих пищевые продукты, используемые в питании дошкольников, и предприятий, снабжающих ДОУ продовольственными товарами) и задачи обеспечения здорового питания детей, вследствие чего необходимые для этого пищевые продукты нередко просто отсутствуют в ассортименте, предлагаемом снабжающими организациями ДОУ, а поставляемые продукты по своему качеству и пищевой ценности не всегда отвечают требованиям и рекомендациям к пищевым продуктам для дошкольного питания.

В условиях существующего дефицита нормативно-методических документов по дошкольному питанию (документы федерального уровня устарели, не учитывают особенностей современного рынка пищевых продуктов и современных представлений о здоровом питании) при наличии неудовлетворительной материальнотехнической базы пищеблоков ДОУ (до 85% пищеблоков ДОУ города Москвы не соответствуют требованиям санитарных правил к пищеблокам, предназначенным для работы на сырье) возникает острая необходимость принятия решительных мер по оптимизации рационов питания дошкольников.

Главная идеология нового рациона питания – попытка справиться с ростом количества заболеваний, связанных с неполноценным, нерациональным питанием населения.

В основу разработки и внедрения рационов питания в ДОУ были заложены следующие организационные принципы:
разработка и внедрение единого общегородского научно-обоснованного рациона питания, адекватного по пищевой ценности потребностям детей, в первую очередь по содержанию микронутриентов;
адаптированный к современным условиям набор пищевых продуктов (натуральные нормы питания);
не менее чем 4-недельный период действия рациона питания, обеспечивающий достаточное разнообразие и отсутствие повторов и сезонные варианты салатов для замен в весенний период;
согласованность между собой рационов питания для разных возрастных групп детей, получающих питание в одном ДОУ, и рационов питания детей с различной продолжительностью пребывания в ДОУ;
использование новых технологий приготовления пищи, разработка и внедрение новой, переработанной и адаптированной для детей, технической (технологической) документации на кулинарную продукцию для дошкольного питания (ранее техническая документация на приготовление блюд в ДОУ нередко вообще отсутствовала);
внедрение новой методики расчетов потребности в продуктах и закладки с использованием технологических карт и отказом от меню-раскладок, а также новой методики анализа рациона питания с использованием ПЭВМ и специального программного обеспечения, что позволило избавиться от рутинных операций при формировании меню, упростить расчеты и повысить эффективность труда персонала;
утверждение рациона питания Департаментом образования и его включение в документацию по проведениюаукционов и в государственные контракты на снабжение ДОУ продовольственными товарами;
организация питания дошкольников только с использованием пищевых продуктов, включенных Управлением Роспотребнадзора по городу Москве в соответствующий реестр (размещен на сайте detnadzor.ru) на основе результатов медико-биологической оценки возможности использования пищевых продуктов в питании детей в организованных коллективах;
широкое использование в рационах питания пищевых продуктов (промышленного производства), обогащенных незаменимыми микронутриентами (главным образом витаминизированные хлеб, молоко и молочные продукты, напитки), а также продуктов целевого назначения для дошкольного питания (с “оптимизированной” пищевой ценностью);
решение проблемы организации питьевого режима дошкольников за счет включения в рацион питания разнообразного ассортимента напитков и бутилированной питьевой воды высшей категории.

Новый рацион питания направлен на решение следующих конкретных задач:
обеспечение максимально возможного разнообразия питания;
внедрение в рацион специальных пищевых продуктов для дошкольного питания (в первую очередь из мяса, птицы, рыбы), повышение качества и пищевой ценности используемых пищевых продуктов и продовольственного сырья;
корректировка рациона по белковому (за счет использования продуктов, являющихся источником белка с наибольшей биологической ценностью), жировому (за счет увеличения доли незаменимых полиненасыщенных – жирных кислот), углеводному (за счет уменьшения доли легкоусвояемых углеводов) и микронутриентному (за счет доведения содержания незаменимых микронутриентов в рационе питания до уровня физиологической потребности в них) компонентам, добившись существенного повышения его пищевой ценности;
ограничение потребления поваренной соли как важнейшего фактора, вызывающего артериальную гипертензию, и выработка у детей привычки к умеренно соленой пище;
увеличение потребления детьми рыбы и приучение их к регулярному потреблению рыбы и морепродуктов (таких, как кальмары, морская капуста) в рекомендуемых количествах, в качестве профилактики атеросклероза сосудов;
прекращение использования кондитерских жиров и маргаринов, содержащих в себе трансизомеры жирных кислот, также являющихся фактором риска атеросклероза;
ограничение потребления такого психоактивного вещества, как кофеин, за счет уменьшения потребления чая и внедрения в рацион питания фиточаев из растительного сырья, которые служат источником незаменимых пищевых веществ, не содержат кофеина и других алкалоидов чайного листа;
увеличение потребления пищевых продуктов с пробиотическим действием – молочных продуктов с жизнеспособной микрофлорой;
увеличение потребления пищевых продуктов – источников пищевых волокон (клетчатки).

Питьевой режим

Ежедневно каждая группа получает чистую питьевую бутилированную воду "Малышка". Вода находится в группах в доступном месте для детей.

В младших группах по просьбе детей воду наливает воспитатель или младший воспитатель, а в старших группах это делают дети самостоятельно.

Если ребенок плохо ест.

Нередко мамы жалуются на плохой аппетит ребенка. На втором году жизни, когда ребенок перестает столь интенсивно расти, как на первом году жизни, он уже не ест в таком количестве, как раньше. А маме кажется, что ребенок должен съедать пищи в несколько раз больше, чем в годовалом возрасте, ведь он уже стал в 2-3 раза старше. На самом деле у мамы не должно быть никаких поводов для расстройства: ни один здоровый ребенок, если он действительно хочет есть, не будет отказываться от еды. Нет ничего вреднее для процесса формирования отношения ребенка к еде, чем сосредоточенный интерес окружающих к этому вопросу. Постепенно и совершенно естественно и незаметно в результате того, что ребенку предлагают еду в определенное время и в определенной форме, он приучается к дисциплине... У него формируются устойчивые привычки в отношении питания. Если ребенок недоволен тем, что его учат чистоплотности и правилам поведения за столом, то он может отказываться есть, так как видит в этом один из способов противиться выполнению требований родителей. В таких случаях нет оснований беспокоиться, даже если ребенок не будет съедать положенную ему порцию. После года многие дети начинают играть с пищей и посудой, особенно к концу еды. В такой ситуации лучше не раздражаться, не ругать ребенка, просто убрать все со стола и не предлагать еду в следующий раз раньше положенного времени.

Что могут сделать родители, чтобы не было проблем при кормлении ребенка?

Все изменения в составе и количестве пищи, в технологии ее приготовления должны осуществляться постепенно. Большинство детей не любят перемен в еде и сопротивляются им. Главное - не заставлять силой есть то, чего ребенок не хочет, потому что негативное отношение к этому блюду может сохраниться надолго. Если ваш ребенок отказывается от какого-то определенного продукта, не давайте его в течение нескольких недель. Потом можно снова начать приучать его к этой пище: предложить попробовать блюдо, когда ребенок голоден, примешать его к тому, которое малыш ест охотно. Целесообразно наиболее любимые блюда (а они есть у каждого ребенка) готовить несколько чаще, чем те, которые он ест менее охотно. Но не следует давать их каждый день, иначе они быстро могут надоесть. Усиленный рост ребенка требует разнообразной пищи, и надо стараться развивать у него вкус к любой еде. Следует учитывать особенности и вкусы малыша. Один ребенок может с аппетитом есть все, что бы ему ни подали, другой любит протертую пищу, а третий предпочитает, чтобы ингредиенты не смешивались. Позволяйте ребенку выбирать. Если он откажется от одного блюда, замените его другим из той же группы. Молоко можно заменить другими молочными продуктами, например сыром, творогом, или добавить к хлопьям, в кашу. Если вы вводите новое блюдо, делайте это, когда ваш ребенок голоден. Не давайте ребенку два блюда одновременно. Тем более не ставьте на стол все блюда: если второе или третье малышу более привлекательно, он не будет есть первое. Пытайтесь в меру удовлетворять капризы малыша, но если он заходит слишком далеко, будьте спокойны, но тверды. Если вы начнете сердиться, то еще больше обострите ситуацию, возникнет ссора. По мере роста ребенок стремится утверждать себя как личность: помните, что отказ от пищи - один из способов самоутверждения. Если ребенок больше любит сладкую пишу, чем соленую, советуем не заставлять его есть не воспринимаемую пищу. Здесь действует такое правило: если аппетит у ребенка «капризный», то его меню должно быть максимально разнообразным. В меню на каждый день не должны повторяться блюда, сходные по составу. Например, если в обед на первое готовится суп с крупой или вермишелью, то на гарнир следует приготовить овощи, а не кашу или макароны. Детям с плохим аппетитом прием пищи лучше начинать с салата. Из сырых овощей или кислых фруктов, которые стимулируют выработку желудочного сока и повышают аппетит. Овощные салаты дают в небольших количествах, но регулярно, чтобы выработать у ребенка привычку употреблять свежие овощи. Если ваш ребенок очень разборчив в еде, то вспомните, нет ли среди продуктов, разрешенных в его возрасте, таких, о которых вы забыли и которые могли бы порадовать малыша. Не бойтесь дать ребенку кусочек селедки, соленого огурчика. Детям с пониженным аппетитом за 30 минут до еды можно дать яблочный или капустный сок, которые усиливают выработку желудочного сока. Старайтесь капризному малышу дать питательные продукты совсем небольшими кусочками. Если вам все-таки никак не удается найти такой продукт, который соблазнил бы вашего ребенка, берите его иногда за покупками. Возможно, при виде каких-то овощей или фруктов он сам скажет: «Я хочу вот это». Побуждают ребенка к еде такие приемы, как поощрение («молодец», «хорошо кушаешь»), спокойное, но твердое требование («доедай кашу, потом получишь компот»). Обстановка, в которой происходит кормление должна быть приятной для ребенка. За стол ребенок должен сесть с хорошим настроением. Важно, чтобы у него было постоянное удобное место за столом. Аппетит малыша во многом зависит от соответствующей установки на еду и условий приема пищи. Это касается как эстетики оформления стола, так и внешнего вида самих блюд. Дети легко утомляются, к тому же им трудно сосредоточиться на выполнении сразу двух действий, поэтому перед едой и во время нее отвлекать малыша нельзя. Малыш должен садиться за стол в спокойном состоянии. Он не должен быть возбужден, утомлен или раздражен. За 20-30 минут до кормления ребенка следует вернуть с прогулки, отвлечь от возбуждающих игр. Нельзя внезапно прерывать игру малыша и сразу же начинать кормить его. Уровень развития ЦНС ребенка еще не позволяет ему быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, а если начать заставлять его, он начинает капризничать. Кормление можно отложить на 15-20 минут, и ребенок постепенно успокоившись, начнет есть. Нельзя начинать кормить ребенка и сразу после сна. Длительное пребывание в теплой постели неизбежно снижает аппетит. Если утром малыш отказывается от завтрака, ТО СОВЕТУЕМ ДАТЬ ЕМУ НЕМНОГО СЛАДКОЙ ВОДИЧКИ. Эта мера очень эффективна: минут через 15 ребенок проголодается. Надо настроить ребенка на то, что сейчас он будет есть. Обязательно проследите, чтобы малыш вымыл руки. Следует выключить радио, убрать книжки и игрушки, попадающие в поле его зрения. Особенно вредно кормить ребенка при включенном телевизоре, это отрицательно влияет на пищеварение. Но если ребенок все равно отвлекается от еды, значит, он не проголодался. Во время еды не следует делать ребенку замечания и выговоры, обсуждать его плохое поведение. Для этого есть другое время! Об этом следует поговорить с ребенком только тогда, когда он выйдет из-за стола. А во время еды обязательно старайтесь создать радостную атмосферу, в которой он будет видеть своих родителей радостными и любящими, а не сердитыми. Нельзя торопить ребенка во время еды, даже если вы куда-нибудь спешите. Не приучайте ребенка есть жадно и быстро. Помните, что у каждого ребенка свой темп еды и лучше не пытаться его переделать. В то же время кормление не должно продолжаться более получаса. Не следует делить кормление на части, то есть предлагать ребенку поесть через полчасика, если он отказывается съесть все в положенное время. Лучше увеличить перерыв между кормлениями (предварительно посоветовавшись с врачом)

Что же делать, если ребенок постоянно не желает есть?

Надо помнить, что хороший аппетит у детей развивается только годам к семи. Родителям не следует показывать, что отсутствие аппетита у ребенка их волнует, а вести себя спокойно, не стоять над душой. Заметив ,что родителей беспокоит его поведение за едой, ребенок будет капризничать и специально отказываться от пищи. Не нужно уговаривать его есть, ни в коем случае не кормить насильно. И тем более нельзя его наказывать за то, что он не доел все, что ему было предложено. Насилие за столом так же недопустимо, как и любое другое: это приведет к расстройству желудка и дальнейшему нарушению аппетита. Имейте в виду, что уговоры - это тоже в некотором виде насилие. Ласково и спокойно предлагайте ребенку еду и так же спокойно относитесь к отказу, стараясь открыто не проявлять своего недовольства. Прекратите все споры по поводу еды. Если ребенок отказывается даже от очень вкусной еды, значит, он еще не проголодался. Не удерживайте его за столом, пусть идет играть, как только ему показалось, что он наелся. Надо убрать еду, никак не комментируя это. Но до след. Приема пищи не следует давать ему никаких конфет и печенья, никакой еды, даже чая. В исключительных случаях, ему можно дать несладкие фрукты или овощи. Не надо читать сказки, петь и танцевать вокруг стола. Это неправильно. Иногда ребенок хоть и вяло , но проглатывает еду во время этих отвлекающих маневров. Но: он не испытывает никаких вкусовых ощущений и не получает удовольствия от еды, а значит, пища хуже переваривается и усваивается по сравнению с тем, когда она съедается с аппетитом. Временное отсутствие аппетита при таком кормлении может превратиться в хроническое. Не пытайтесь заставить его есть, угрожая наказанием или обещая вознаграждение. Не следует пугать ребенка большими порциями. Можно взять большую тарелку, в которой обычная порция будет выглядеть маленькой. Кормите его вместе с другим ребенком одинаковой едой. И еще: будьте самокритичны! Если вы сами привереда в еде, значит и ребенок будет вам подражать.

Рациональное, сбалансированное питание - это условие полноценного развития ребенка.

Типовой рацион питания для воспитанников детского сада разработан Институтом питания РАМН, утвержден Департаментом образования города Москвы, ТУ Роспотребнадзора по городу Москве и согласован с Департаментом здравоохранения города Москвы.

Правильный подбор продуктов, обеспечивающих нормы физиологических потребностей детей в основных пищевых веществах и энергии.

Пища – основной источник выработки всех видов энергии в организме, необходимый для роста и развития его органов и систем. Учитывая, что в детском организме процессы обмена веществ протекают значительно быстрее, чем у взрослых, в пище должны содержаться в правильном соотношении все вещества, которые входят в состав тканей человеческого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода.

Условия рационального питания детей дошкольного возраста:

1. Строгий режим питания, предусматривающий не менее 4-х приёмов пищи: завтрак, второй завтрак обед, полдник.

2. Длительность промежутков между приёмами пищи не должна превышать 3,5 – 4 часа. Суточная норма питания в процентном соотношении распределяется так: завтрак – калорийность около 20-25% суточной нормы, второй завтрак - 5%, обед – 35-40% , полдник – 10-15%, ужин – 20-25%.

Основную часть суточного рациона питания (не менее 70%) дети получают в дошкольном учреждении, поэтому организация питания в нём соответствует следующим принципам:

1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам детей.

2. Сбалансированность рациона по всем пищевым факторам, включая белки, жиры, аминокислоты, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы.

3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности, которое достигается путём использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

4. Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.

5. Использование витаминизированных продуктов, содержащие витамины А, С, D , E , В, РР,фолиевую и пантотеновую кислоты, бета-каротин, пектин, фруктозу, лимонную кислоту и др. Они способствуют профилактике железодефицитной анемии, восполнения дефицита кальция и магния в период интенсивного роста и развития ребенка.

6. Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать негативное влияние на здоровье детей, в том числе имеющих хронические заболевания или функциональные нарушения органов пищеварения.

7. Учёт индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).

8. Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

В детском саду педагоги уделяют особое внимание вопросам организации правильного питания ребенка в семье, начиная эту работу еще до поступления ребенка в детский сад.С этой целью мы: - родителям будущих воспитанников даем рекомендации по постепенному приближению режима питания ребенка дома к режиму и рациону питания в условиях детского сада; - не меняем стереотипы и привычки в питании в первые дни пребывания ребенка в детском саду, не кормим его насильно и при необходимости докармливаем; - ежедневно предоставляем родителям информацию о блюдах и пищевой ценности рациона питания, которое ребенок получает в течение дня; - предлагаем родителям познакомиться с технологическими картами приготовления всех блюд с целью приготовления их в семье; - проводим встречи родителей с представителями Центра содействия Санэпидблагополучию - разработчиками меню с последующей дегустацией блюд.

Питьевой режим мы организовываем с использованием расфасованной бутилированной питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13.

Вода дается детям в индивидуальных чашках, которые хранятся в специально отведенном месте на отдельном подносе.

Помимо обычной воды, дети получают кисели, чаи и компоты.